.
Необходимость инновационной деятельности в сфере образования
Современное школьное обучение требует обновления содержания и внедрения новых методов обучения и воспитания. Без инновационной деятельности в образовании невозможна комплексная модернизация образовательных программ и стандартов в соответствии с требованиями жизни.
Инновация – это нововведение, внедряемое новшество с целью повышения эффективности процессов и усовершенствования продукта.
Инновационная педагогическая деятельность направлена на повышение качества образования и основывается на осмыслении и анализе собственного опыта, постановке обновленной цели, внедрении новой практики, содержания, методов и форм обучения, организации совместной деятельности учителя и ученика.
Инновационный процесс – целенаправленные изменения, которые связаны с внедрением в среду новшеств (новых стабильных элементов), вызывающих переход школьной образовательной системы школы в новое качественное состояние. Педагогическая инноватика (как область знания) раскрывает общие теоретические основы инновационных процессов в образовании.
Главная цель инновационной деятельности в образовании – решить две основные взаимосвязанные педагогические задачи: изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта и внедрение достижений психолого-педагогической науки в массовую практику.
Системный инновационный процесс в образовании имеет следующие особенности:
- Деятельностная структура, включающая в себя ряд взаимосвязанных элементов: цель, мотив, задачи, форма, содержание и т. д.
- Субъектная структура объединяет всех субъектов инновационного развития: ученых, консультантов, экспертов, директора и его заместителей, методистов, учителей, родителей, обучающихся, спонсоров и других работников органов образования.
- Уровневая структура охватывает все этапы деятельности субъектов: международный, федеральный, региональный, муниципальный, районный, городской, школьный, групповой и т. д.
- Содержательная структура отражает зарождение новаторской идеи, разработку, освоение и внедрение конкретной программы инновационной деятельности в сферу образования
- Структура жизненного цикла инноваций предполагает последовательное прохождение всех этапов
- Управленческая структура, выраженная обязательным взаимодействием четырех видов действий: планирование – организация – руководство – контроль
- Организационная структура включает в себя обязательные этапы инновационного процесса: диагностика – прогноз – обобщение – внедрение.
Классификация инновационной деятельности
Обязательная составляющая любого инновационного процесса – новизна, которая всегда имеет конкретно-исторический характер. Любое новшество появляется раньше «своего времени», но с годами может стать нормой и устареть. В инновационной деятельности системы образования выделяют:
- Абсолютную новизну. Это принципиально новая идея, не имеет аналогов и прототипов.
- Относительная (частичная, условная, местная) новизна – технология не новая, внесены некоторые усовершенствования, изменения в уже имеющуюся практику или она адаптирована под конкретное образовательное пространство.
- Псевдоновизна – создается видимость новизны, реализуется иначе, но не всегда лучше.
Инновационную деятельность в образовании можно классифицировать и по другим признакам.
По определению сферы, в которой реализуется инновационная деятельность:
- цель и содержание образования;
- применяемые технологии, методы и средства организации воспитания и обучения;
- формы организации учебно-воспитательного процесса;
- система управления – деятельность администрации образовательной организации, педагогов, обучающихся;
- образовательная экология – комплекс специальных мероприятий, способствующий личностному оздоровлению в ходе учебно-воспитательного процесса.
По способу разработки и внедрения инноваций:
- систематические, планомерные;
- стихийные.
По глубине и ширине внедрения инноваций:
- частичные изменения и усовершенствования, незначительная модификация и рационализация существующих технологий;
- массовые, глобальные, радикальные, кардинальные преобразования.
По характеру происхождения инновационная деятельность в образовании делится на:
- внешнюю;
- внутреннюю.
По признакам крупномасштабности инновации могут быть:
- системные – охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательной организации;
- модульные – комплексные, имеющие взаимосвязь, влияющие друг на друга;
- частные – локальные, местного значения, единичные, не связанные между собой.