Суббота, 14.06.2025, 10:12
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ ООШ №16

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Подбор по параметрам

Инновационная деятельность

.

 

Необходимость инновационной деятельности в сфере образования

Современное школьное обучение требует обновления содержания и внедрения новых методов обучения и воспитания. Без инновационной деятельности в образовании невозможна комплексная модернизация образовательных программ и стандартов в соответствии с требованиями жизни.

Инновация – это нововведение, внедряемое новшество с целью повышения эффективности процессов и усовершенствования продукта.

Инновационная педагогическая деятельность направлена на повышение качества образования и основывается на осмыслении и анализе собственного опыта, постановке обновленной цели, внедрении новой практики, содержания, методов и форм обучения, организации совместной деятельности учителя и ученика.

Инновационный процесс – целенаправленные изменения, которые связаны с внедрением в среду новшеств (новых стабильных элементов), вызывающих переход школьной образовательной системы школы в новое качественное состояние. Педагогическая инноватика (как область знания) раскрывает общие теоретические основы инновационных процессов в образовании.

Главная цель инновационной деятельности в образовании – решить две основные взаимосвязанные педагогические задачи: изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта и внедрение достижений психолого-педагогической науки в массовую практику.

Системный инновационный процесс в образовании имеет следующие особенности:

  • Деятельностная структура, включающая в себя ряд взаимосвязанных элементов: цель, мотив, задачи, форма, содержание и т. д.
  • Субъектная структура объединяет всех субъектов инновационного развития: ученых, консультантов, экспертов, директора и его заместителей, методистов, учителей, родителей, обучающихся, спонсоров и других работников органов образования.
  • Уровневая структура охватывает все этапы деятельности субъектов: международный, федеральный, региональный, муниципальный, районный, городской, школьный, групповой и т. д.
  • Содержательная структура отражает зарождение новаторской идеи, разработку, освоение и внедрение конкретной программы инновационной деятельности в сферу образования
  • Структура жизненного цикла инноваций предполагает последовательное прохождение всех этапов
  • Управленческая структура, выраженная обязательным взаимодействием четырех видов действий: планирование – организация – руководство – контроль
  • Организационная структура включает в себя обязательные этапы инновационного процесса: диагностика – прогноз – обобщение – внедрение.

Классификация инновационной деятельности

Обязательная составляющая любого инновационного процесса – новизна, которая всегда имеет конкретно-исторический характер. Любое новшество появляется раньше «своего времени», но с годами может стать нормой и устареть. В инновационной деятельности системы образования выделяют:

  1. Абсолютную новизну. Это принципиально новая идея, не имеет аналогов и прототипов.
  2. Относительная (частичная, условная, местная) новизна – технология не новая, внесены некоторые усовершенствования, изменения в уже имеющуюся практику или она адаптирована под конкретное образовательное пространство.
  3. Псевдоновизна – создается видимость новизны, реализуется иначе, но не всегда лучше.

Инновационную деятельность в образовании можно классифицировать и по другим признакам.

По определению сферы, в которой реализуется инновационная деятельность:

  • цель и содержание образования;
  • применяемые технологии, методы и средства организации воспитания и обучения;
  • формы организации учебно-воспитательного процесса;
  • система управления – деятельность администрации образовательной организации, педагогов, обучающихся;
  • образовательная экология – комплекс специальных мероприятий, способствующий личностному оздоровлению в ходе учебно-воспитательного процесса.

По способу разработки и внедрения инноваций:

  • систематические, планомерные;
  • стихийные.

По глубине и ширине внедрения инноваций:

  • частичные изменения и усовершенствования, незначительная модификация и рационализация существующих технологий;
  • массовые, глобальные, радикальные, кардинальные преобразования.

По характеру происхождения инновационная деятельность в образовании делится на:

  • внешнюю;
  • внутреннюю.

По признакам крупномасштабности инновации могут быть:

  • системные – охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательной организации;
  • модульные – комплексные, имеющие взаимосвязь, влияющие друг на друга;
  • частные – локальные, местного значения, единичные, не связанные между собой.
  • Инновационная деятельность
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30